Scientia est potentia!


Начальная дрессировка щенка.

Воспитание щенка - это выработка у него навыков и привычек, которые полезны для его владельца. Воспитание щенка главным образом направлено на то, чтобы приучить щенка своевременно воспринимать раздражители как внешней так и внутренней среды, а также правильно реагировать на них, для дальнейшего облегчения в повседневном содержании и последующей дрессировки. В процессе воспитания щенка у него изживаются и затормаживаются вредные и ненужные "привычки".

Под начальной дрессировкой щенка подразумевается выработка у него условных рефлексов и первоначальных навыков, которые позволяют с помощью команд управлять поведением щенка. Начальная дрессировка щенка, в отличие от дрессировки взрослой собаки, не ставит своей задачей немедленное, четкое и безотказное выполнение команды при любых условиях. Главная цель такой дрессировки заключается в том, чтобы научить щенка правильно реагировать на команды и выполнять их, пусть даже недостаточно четко и несовершенно.

Воспитание щенка происходит в тот же период, что и его выращивание и начальная дрессировка, и поэтому они тесно связаны между собой. Прежде всего, успех воспитания щенка зависит от того, в каких условиях происходит его рост и развитие. Если щенка содержат в сухом, светлом, просторном и проветриваемом помещении, он имеет полноценный суточный рацион, его каждый день обеспечивают продолжительными прогулками и играми - то он хорошо растет, развивается и поддается воспитанию.

И наоборот, когда щенок содержится в неблагоприятных условиях, он вырастает болезненным, недостаточно хорошо развитым физически и его воспитание проходит не так успешно.

Собаки, также как и другие животные, постоянно сталкиваются с воздействием окружающей среды. Среди них есть как приятные (запах и вид пищи, хозяина), так и неприятные ( жара, холод и пр.), а также есть нейтральные (т.е. не имеющие жизненного значения). Кроме этого, на животных воздействуют раздражители, которые поступают из организма в процессе его жизнедеятельности. Отсюда возникают потребности в еде, воде, сне и др. Поэтому поведение собаки состоит из комплекса разных, довольно сложных действий в ответ на раздражители, которые поступают из организма и из внешней среды.

К числу жизненно важных относят потребность в пище, воде и воздухе, защите от врагов, в продлении рода. В одно время с возникаемыми потребностями у животных проявляются разнообразные переживания (голод, жажда, страх, злоба, привязанность к хозяину и пр.).

Основной задачей собак в течение жизни являются борьба за сохранение жизни и продление рода. Важную роль в удовлетворении потребностей щенка в первые месяцы его жизни играют врожденные инстинкты, т. е. способности, которые передаются по наследству и проявляющиеся без предварительного обучения. К таким инстинктам относятся: пищевой, охранительный, родительский, инстинкт свободы и др.

Подчиняясь родительскому инстинкту сука при рождении щенка разгрызает и поедает околоплодный пузырь, перегрызает пуповину, поедает послед, тщательно облизывает щенка, мордой подвигая к соскам.

Благодаря врожденным инстинктам, новорожденный щенок, который еще глухой и слепой, находит сосок матери и сосет молоко; чтобы согреться он ползет к матери или другим щенкам; чтобы привлечь внимание матери он начинает скулить.

До трехнедельного возраста щенкам вполне хватает заложенных у них и у матери врожденных инстинктов. Но когда щенок начинает слышать и видеть, начинает отходить от матери, то ему уже необходим жизненный опыт, т. к. инстинктов ему не хватает. Поэтому возникает необходимость в систематическом воспитании щенка.

В первый месяц - полтора эту обязанность выполняет мать. Сука следит за тем, чтобы щенок не отдалялся от нее и не подвергался опасности; тех, кто не слушается, мордой или схватив пастью за загривок возвращает на место. Мать поощряет игры щенков и в то же время пресекает их действия, когда щенки, чрезмерно заигравшись, начинают кусать друг друга. Во время прогулки она своим поведением учит малышей обходить опасные для них ямы, преодолевать невысокие преграды, остерегаться других животных и посторонних людей.

В возрасте трех недель начинается самовоспитание щенка. Например, разбежавшись и не рассчитав расстояние, он ударился о стенку, почувствовав при этом боль. Один - два таких урока, и у щенка уже есть необходимый опыт и выработался соответствующий навык. Вот почему для щенка так полезны как коллективные игры со сверстниками, так и индивидуальные передвижения в квартире и прогулки во дворе под наблюдением владельца.

Нервная система (головной и спинной мозг, а также расположенные во всех органах и тканях нервы) отвечает за поведение животного и работу всех органов. Центром управления поведением животного являются большие полушария головного мозга. В них происходят сложные психофизические процессы, которые названы высшей нервной деятельностью (ВНД).

На организм собаки, из внутренней и внешней среды постоянно воздействуют различные раздражители. Они воспринимаются рецепторами (конечные разветвления нервов), которые расположены в коже, мышцах и всех внутренних органах и передаются по нервам в соответствующие участки коры больших полушарий головного мозга, где анализируются.

Раздражители, несущественные для организма - затормаживаются, а на существенные раздражители - из центральной нервной системы посылаются по нервам в соответствующие органы ответные импульсы возбуждения для необходимого действия.

Пример: если собаке надавить на лапу,то она ее немедленно отдернет. В этом случае раздражение от надавливания на лапу воспринимается расположенными на ней рецепторами и передается по нервам в центральную нервную систему (ЦНС). В ответ по нервам была послана команда (ответный импульс возбуждения), и собака отдернула лапу. Ответная реакция, которая происходит при участии ЦНС, называется рефлексом. Путь, по которому проходит импульс раздражения от рецептора до ЦНС и обратно, называется рефлекторной дугой.

Например, такие рефлексы, как одергивание лапы при нажиме или сужение зрачка от воздействия света, называются врожденными, т. е. они передаются по наследству и не требуют предварительного обучения. Это примеры безусловных простых рефлексов.

Также существуют сложные безусловные рефлексы, которые состоят из многих простых. Их называют инстинктами. Их особенность состоит в том, что после того, как под воздействием раздражителя проявляется какой - нибудь простой безусловный рефлекс, следом за ним автоматически начинает проявляться ряд других, в результате чего животное выполняет последовательные множественные действия, хотя его этому никто не обучал.

Таким образом, безусловные врожденные рефлексы, а также и сложные (инстинкты), обеспечивают рациональные, отвечающие интересам щенка поведение лишь только в первые три недели его жизни. Затем их становится недостаточно.

Для нормальной жизни в постоянно усложняющихся условиях внешней среды, щенок должен приобрести множество других, иногда очень сложных для него навыков. Это достигается путем систематического его воспитания.

Поэтому в основе процесса воспитания и обучения находятся условные рефлексы ( рефлексы, которые возникают и совершенствуются в определенных условиях). С их помощью человек может успешно воспитывать щенка, а после того как он станет взрослым - дрессировать и использовать на различных службах.

Условные рефлексы - временные. Они возникают в результате соответствующих упражнений (дрессировки) и поддерживаются благодаря систематической тренировке. После прекращения тренировки, когда необходимость в них отпадает, они исчезают.

Условные рефлексы образуются на основе врожденных рефлексов или же на основе ранее выработанных условных рефлексов. Когда условный рефлекс выработан и закреплен, он приобретает значение навыка, позволяющий животному выполнять те или иные действия, а человеку управлять ими без применения безусловных подкреплений (раздражителей).

Свои взаимоотношения со щенком следует строить продуманно и разумно. Для щенка вредны как грубое отношение, так и слишком ласковое. При грубом отношении можно настроить своего воспитанника против себя и не получить заинтересованности в работе по воспитанию и начальной дрессировке, а при излишне ласковом - щенок вырастет недисциплинированым и непослушным,не способным к последующей дрессировке.

Чтобы у щенка развить заинтересованность, активность и смелость, нужно периодически уступать ему во время игры, имитировать его победу. Пример: во время игры позволить ему иногда вытягивать из своих рук палочку или веревку. Однако этим нельзя злоупотреблять, иначе щенок может уверовать в то, что хозяин слабее его или боится его.

Ни в коем случае нельзя позволять щенку в пылу борьбы наносить хозяину покусы. Играя с щенком и уступая ему, поощряя его на активные наступательные действия, в то же время нужно строить свои взаимоотношения с ним таким образом, чтобы он четко представлял, что вы его хозяин и он должен вас защищать и вам подчиняться. Щенок должен относиться к хозяину как к "вожаку".

Если во время игры щенок попытается укусить хозяина, то нужно постараться отвлечь его от таких нежелательных поступков и переключить на другое занятие. Если же это не удается сделать, то нужно принять запретительные меры: легкий шлепок ладонью по спине или легкий удар прутиком помогут в этом.

В противном случае, выросшие из таких непослушных щенков собаки (в особенности агрессивных пород), постараются взять верх над хозяином и начнут пускать в ход зубы против него и членов его семьи.

При воспитании щенка и его начальной дрессировке следует учитывать такую вещь: если во время подачи команды на щенка подействует другой, более сильный раздражитель, то условный рефлекс может не проявиться (новый, более сильный очаг возбуждения распространится на центр условного рефлекса и затормозит его).

Поэтому первые прогулки и занятия рекомендуется проводить в спокойных местах, которые удалены от людей, животных и транспорта. При постепенном усложнении условий окружающей среды щенок к ним привыкнет и сильные посторонние раздражители не будут мешать выработке у него необходимых рефлексов и навыков.

Суть воспитания щенка и его начальной дрессировки состоит не в том, чтобы научить его садиться, ложиться, стоять и т. п., а в том, чтобы все названные действия, щенок выполнял по команде хозяина.

Как известно, первые уроки щенки получают от своей матери. Поэтому необходимо создать все необходимые условия для их воспитания. Как только щенки встанут на ноги и окрепнут, рекомендуется выводить суку со щенками на прогулки для ознакомления их со средой обитания. Суку нужно периодически подзывать к себе командой "Ко мне". Эту команду нужно повторять, чтобы щенки ее запоминали. Вместе с матерью к хозяину будут подбегать и щенки. Спустя несколько дней после повторения занятий, по команде "Ко мне" щенки будут вместе с матерью подбегать к хозяину. Таким образом, команда "Ко мне", которая играет важную роль в общении хозяина с собакой, станет для щенков первой командой, усвоенной ими.

Во время прогулки с матерью, щенки получают от нее наглядные уроки правильного поведения во дворе при встрече с незнакомыми предметами и людьми. Главной задачей хозяина щенка является продолжение материнского воспитания для того, чтобы максимально подготовить его к успешному усвоению общего курса дрессировки (ОКД) по достижении 8 - 10-месячного возраста.

Необходимо помнить, что если не заниматься правильным воспитанием щенка, то у него неизбежно выработаются вредные привычки и навыки, многие из которых станут навязчивыми, трудноисправимыми, а то и вовсе не исправимыми.

В возрасте 3- 4 месяцев организм щенков, а также их центральная нервная система, очень восприимчивы к воспитывающим действиям со стороны хозяина и поэтому очень неразумно упускать это благоприятное время для воспитания щенка. То, чего легко можно добиться от щенка, позже потребует от дрессировщика больших усилий, а то и вовсе станет недостижимым.

Между воспитанием и начальной дрессировкой щенка практически невозможно провести четкую грань. Но они существенно отличаются друг от друга. Одинаковым является то, что и воспитание и дрессировка, основаны на психофизиологических закономерностях поведения собак и направлены на выработку у них полезных для человека навыков, привычек и недопущение вредных действий.

Отличие состоит в следующем. Главной задачей при воспитании щенка является выработка у него общих начальных полезных для человека навыков, которые делают его послушным в повседневном обращении и являются основой для последующей начальной дрессировки.

Дрессировка собак вырабатывает у них четкие, безотказные навыки не только общего послушания, а и общего (ОКД) и специального курса дрессировок, которые позволяют использовать их на той или другой службе.

Следует учитывать, что по своему развитию и поведению щенок резко отличается от взрослой собаки. Он еще недостаточно окрепший, у него отсутстует жизненный опыт, во время прогулок и занятий он быстро устает, реагирует на сильные внешние раздражители. Поэтому все воздействия на щенков должны быть щадящими. Особенно это касается щенков до 3 - 4-месячного возраста.

Механические воздействия на щенков можно применять очень редко, и только в тех случаях, когда без них нельзя обойтись. Лучше механические воздействия заменить на лакомства, игры, подражание действиям обученных собак.

Сильные болезненные удары и даже очень громкие запрещающие команды могут испугать щенка, а при многократном повторении нарушить контакт между хозяином и его питомцем и превратить его в трусливое животное.

Начиная с 3 - 4-месячного возраста при выработке тех или иных рефлексов, можно чаще прибегать к умеренным механическим воздействиям на щенка, таким как нажимы ладонью на участки тела, легкое натяжение и рывки поводка с ошейником и др. После выполнения команды, вначале чаще, а затем реже, но во всех случаях немедленно произнесят поощряющее восклицание "Хорошо" и дают лакомство.

Нельзя злоупотреблять занятиями со щенком, иначе это может привести к его переутомлению и потере возможности вырабатывать и совершенствовать нужные навыки. При чрезмерной перегрузке щенок может даже заболеть (срыв высшей нервной деятельности). Поэтому видя признаки общей усталости, занятия необходимо прекратить до следующего дня.

Для повышения эффективности упражнений и предупреждения переутомления рекомендуется делать регулярные 5 - 7 - минутные перерывы. В это время дать щенку возможность порезвиться и побегать. Перерывы также необходимо делать когда щенок начинает зевать и терять интерес к занятиям.

Воспитание щенков и начальная дрессировка, а также выработка необходимых навыков достигаются четырьмя основными методами: механическим, вкусопоощрительным, контрастным и подражательным.

При механическом методе используют условный раздражитель. Например, команда "Стоять", сопровождается и подкрепляется безусловным механическим раздражителем (нажим ладонью под живот собаке снизу вверх), а выполненное действие поощряется поглаживанием собаки. Этот метод довольно эффективен. С его помощью рефлексы вырабатываются быстро и они устойчивы. Но использовать этот метод следует очень осторожно, чтобы не допустить болевых воздействий на собаку. В противном случае это может вызвать боязнь дрессировки и нарушить установленный контакт между человеком и животным.

Вкусопоощрительный метод. После условного раздражителя, например команды "Ко мне", в качестве безусловного раздражителя дрессировщик использует лакомство, которое держит в своей руке, а после того как собака подбежит, отдает ей его. При этом методе условные рефлексы вырабатываются быстро и на долгий срок, но они менее устойчивы, чем при механическом методе. Вкусопоощрительный метод более эффективен при воспитании и начальной дрессировке щенков.

Контрастный метод. После условного раздражителя, например команды "Стоять", используют безусловный механический раздражитель (нажимают ладонью под живот собаке снизу вверх), а после выполнения команды, ее правильные действия подкрепляют дачей лакомства. Контрастный метод используют чаще других и он считается наиболее эффективным. Он довольно быстро вырабатывает устойчивые навыки и поддерживает постоянный интерес собаки к работе, а также способствует укреплению контакта собаки с дрессировщиком.

Подражательный метод. При использовании этого метода необходимые навыки вырабатываются на основе врожденной способности собак подражать действиям сородичей. Например, чтобы выработать навык преодоления по команде препятствий щенок пускается по команде на препятствие вслед за обученной собакой. Этот метод чаще всего применяют при воспитании и начальной дрессировке щенков.

Воспитанием и начальной дрессировкой щенка следует заниматься с первого дня его отъема от матери и до 8 - 10 - месячного возраста, когда приступают к систематическому общему курсу дрессировки (ОКД). После отьема от суки - матери щенок постоянно нуждается в общении с людьми. Также в первые дни щенок болезненно переносит разлуку с матерью и поэтому заботу о нем и ласковое обращение необходимо проявлять с первого дня его появления в доме.

Источник: http://zoomir9.narod.ru